Многих жителей России интересует закон, регулирующий выпуск, обращение и погашение ипотечных облигаций. При СССР облигации являлись привлекательным финансовым вложением для населения страны, а выпускало их исключительно государство. Сейчас реализацией данного вида ценных бумаг занимаются практически все банковские учреждения страны и крупнейшие компании. Не отошло от данного направления деятельности и государство, продолжившее выпуск облигаций в 1992 году .

Фактически погашение облигаций государственных займов представляет собой выкуп подтверждающей наличие долга бумаги. Облигация выкупается по номиналу с учетом оговоренных заранее процентов. Обычно досрочное погашение таких ценных бумаг не предусматривается, поэтому имеется возможность продать их другим инвесторам.

Конкретная дата погашения облигации определяется с учетом тиража. Стандартным сроком обращения таких ценных бумаг является трехгодичный период, хотя он может определяться и иными временными рамками. По истечении оговоренного времени эмитент обязан купить свои облигации и выплатить вознаграждение их владельцу, которое покрывает его риски и выступает доходом инвестора.

Рассматривая порядок обращения и погашения облигаций банка, россиянам следует разбираться в вариантах получения дохода. Банковское учреждение или компания выкупают ценные бумаги:

  • по номинальной цене – облигации изначально продавались с дисконтом;
  • с выплатой процентов, конвертацией дохода в ценные бумаги или передачей имущественного эквивалента – купонные облигации.

Обычно эмитент облигаций выбирает следующие способы погашения облигаций:

  • указывает точную дату выплаты стоимости ценной бумаги и предусмотренного вознаграждения;
  • определяет период, в течение которого покрываются долговые обязательства по ценной бумаге.

Наиболее часто используется именно второй вариант, поскольку избавляет держателя ценной бумаги от необходимости простаивать в очередях, а организацию-эмитента – от технических нестыковок и финансовых затруднений при единовременном обращении за деньгами всех инвесторов. Очередность платежей в этом случае определяется по дате поступления заявления о погашении облигации.

В отдельных случаях допускается погашение части долга эмитента. Это обязательно отражается в заключенном договоре. Аналогичным образом осуществляются выплаты по просроченным облигациям, когда их держатель не смог обратиться за деньгами в установленные сроки. При этом следует отметить, что стандартный срок погашения таких ценных бумаг составляет 1-6 месяцев. Этот период устанавливается, исходя из особенностей осуществления своей деятельности эмитентом.

Следует осознавать, что погашение облигаций займа может осуществляться даже раньше оговоренного срока. При этом эмитент обязан предупредить о такой возможности при размещении своих долговых обязательств, а также разъяснить порядок расчета выплачиваемого вознаграждения. Обычно к такой мере разместившая облигации компания прибегает при:

  • наличии достаточных финансовых ресурсов для возврата полученного займа с процентами;
  • желании выпустить очередной тираж облигаций на более привлекательных условиях.

Установленная цена погашения облигации, формула которой рассчитывается по двум методикам, всегда должна приносить инвестору доход. Он состоит из:

  • процента, который выплачивается на номинальную стоимость облигации;
  • разницы между номинальной ценой и стоимостью со скидкой, за которую приобреталась ценная бумага.

Общепринятым вариантом погашения облигаций является выплата денег, если инвестор не согласится повторно разместить их в ценных бумагах эмитента или получить права на определенное имущество.

Процесс обмена облигаций на деньги предполагает соблюдение следующих условий:

  • наступление срока погашения;
  • наличие заявления от инвестора.

Эмитент не имеет права отказывать в выплате денежных средств при наличии указанных обстоятельств. Если это происходит, необходимо добиваться погашения ценных бумаг в судебном порядке. О факте выплаты по долговым обязательствам эмитент готовит соответствующий отчет, передаваемый в специальную комиссию по работе фондового рынка.

Облигации государственного займа - это одни из распространенных ценных бумаг, выпускающей организацией которых является государство. Самые первые бумаги данного типа были выпущены еще в далеком 1922 году, когда многие жители страны даже и не знали, что такой тип бумаг возможен.

Цели облигаций государственного займа

Министерство финансов нашей страны отвечает за то, чтобы выпуск того или иного тиража государственных облигаций состоялся. Осуществляет этот процесс Министерство финансов только по одной причине - никто больше не сможет так жестко контролировать печать и распространение их среди потребителей.

Сразу стоит сказать, что облигации государственного займа выпускаются совсем нечасто. Очередной тираж делается только в том случае, если на то сподвигают обстоятельства.

А самая главная цель выпуска очередной государственной облигации - пополнение казны страны. То есть государство выпускает ценные бумаги для физических и юридических лиц с одной целью - обеспечить новые финансовые вливания. И если сравнить это с обычным кредитованием (что будет намного понятнее для простого обывателя), то, по сути, государство берет у населения кредит на определенный срок. А гарантией его возврата и выступает облигация. Причем деньги берутся под определенные проценты, которые в момент возврата сумм будут также включены в платеж.

Облигации государственного внутреннего займа. Сроки

В имеющемся законодательстве очень четко рассмотрены возможные формы выпуска облигаций государственного займа. К тому же, в законе также обговариваются возможные сроки выпуска бумаг:

  • Краткосрочные. По таким облигациям государство обязуется в течение пяти лет произвести все необходимые платежи. В случае же любой задержки сверху начисляются дополнительные проценты.
  • Долгосрочные. Срок их действия составляет примерно тридцать лет. И в течение этого срока никто не запрещает ими пользоваться.
  • Бессрочные. Такой вид облигаций выпускается довольно редко, так как они не выгодны ни государству, ни самим потребителям. Пользоваться ими можно на протяжении всей жизни. Вот только многие помнят истории с облигациями из прошлого и скептически относятся к такому сроку их действия.

Проценты

Многих интересует вопрос о том, как же происходит выплата процентов после истечения срока и делается ли это только один раз за весь срок или же раз в квартал, год и т.д.

От того, какие государственные облигации были приобретены и на каких условиях, и будут зависеть проценты. Так, например, в спокойной экономической ситуации, когда нет явных затрат и никаких кризисов, государство выпускает меньше ценных бумаг, да и проценты по ним не такие высокие. Происходит это потому, что нет ярко выраженной необходимости в дополнительных финансовых вливаниях, да и привлечь вкладчиков, в принципе, нечем.

Но если же грядет экономический кризис и необходимо пополнить казну, то начинают выпускаться облигации под более высокие проценты. Причем, чтобы привлечь как можно больше покупателей, создаются практически «идеальные» условия: выплаты могут производиться раз в квартал, а проценты с каждым новым годом увеличиваться.

Надежность облигаций

И если с процентами все более или менее понятно, то возникает следующий вопрос: "Какие гарантии возврата денежных средств?". Ну, тут можно сказать лишь одно. Облигации государственного федерального займа являются одними из самых надежных бумаг, выплаты денежных средств по которым гарантирует государство. Но никто не застрахован от дефолта, кризиса и т.д. И поэтому, если в государстве будет объявлен дефолт, то ни вклады в банках, ни средства по облигациям не будут погашены и возвращены потребителям, потому что государство - банкрот.

Погашение облигаций

В существующем законодательстве четко обговорены все вопросы, связанные с погашением облигаций. Так, чаще всего возврат средств осуществляется строго по истечении срока их действия. А на протяжении всего периода на счет человека начисляются проценты за использование предоставленной суммы.

Если были приобретены процентные облигации, то после окончания срока к основной сумме будут добавлены проценты за пользование денежными средствами.

В случае если это были конверсионные облигации государственного займа, то начисление процентов осуществляется раз в полгода.

Именно поэтому узнавать данную информацию нужно в тот момент, когда заключается договор на приобретение этих ценных бумаг.

Многие помнят именно этот год, когда СССР в последний раз выпустил свои облигации и к огромному сожалению людей не произвел по ним ни одной выплаты. А случилось следующее. К тому моменту, когда население встало в очередь за своими деньгами, государства, по сути, уже не существовало, и облигации с каждым днем обесценивались все больше и больше, превращаясь просто в красивые и шуршащие бумажки. Именно тогда недоверие к управляющим верхам возросло настолько, что и по сегодняшний день оно сохраняется.

Но некоторые сохранили те облигации и, к своей радости, продали их коллекционерам, вернув хоть небольшую часть вложенных средств.

Ценные бумаги государственного сберегательного займа

Облигации государственного сберегательного займа - это одни из самых молодых ценных бумаг, которые были выпущены государством. Их главное отличие состоит в том, что приобрести бумаги могут практически все организации на открытых либо на закрытых аукционах. А выплаты по ним и начисление процентов происходит в зависимости от экономической ситуации в стране.

Не все граждане нашей страны доверяют чиновникам и приобретают государственные облигации. И на то есть веские причины. Конечно же, это ситуация в 90-е годы 20 века. Но на сегодняшний день эти ценные бумаги считаются одними из самых надежных.

ОБЛИГАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАЙМОВ - вид ценных бумаг, средство оформления внутренних государственных займов. О.в.з. выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах. В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они бывают: свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физических лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение О.в.з.; поэтому облигации могут классифицироваться и по принципу размещения. По форме оплаты они могут быть: а) оплачиваемые в российской и б) в иностранной валюте. В иностранной валюте О.в.з. оплачиваются лишь в отдельных случаях, предусмотренных особыми условиями выпуска. Как правило, все облигации оплачиваются в валюте РФ. В зависимости от эмитента (органа, осуществляющего облигаций внутреннего займа) различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов РФ, органами государственной власти субъектов РФ, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ОБЛИГАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАЙМОВ" в других словарях:

    - (см. ОБЛИГАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАЙМОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ВНУТРЕННИХ ЗАЙМОВ ОБЛИГАЦИИ - ОБЛИГАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА … Юридическая энциклопедия

    ОБЛИГАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА - вид ценных бумаг, средство оформления внутренних государственных займов. О.в.з. выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей,… … Юридическая энциклопедия

    Государственная облигация - (Government bond) Определение понятия государственная облигация, облигационные рынки Информация об определении понятия государственная облигация, облигационные рынки Содержание Содержание 1. Государственная облигация Определение понятия… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заём (арифметика). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Государственная Р. есть особый вид государственного займа, по которому государство принимает на себя обязательство уплачивать ежегодно или в более короткие сроки определенный доход на занятый капитал, без обязательства когда либо возвратить самый … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

    Дериватив - (Derivative) Дериватив это ценная бумага, основанная на одном или нескольких базовых активах Дериватив, как производный финансовый инструмент, виды и классификация ценных бумаг, рынок деривативов в мире и России Содержание >>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Дефицит бюджета - (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

    Купон - (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.

Возможен доход по облигациям госзайма в форме:

  • скидки при продаже (дисконта);
  • процента от продажной стоимости.

Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.

Цели эмиссии облигаций госзайма

Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:

  • покрытие бюджетного дефицита;
  • кассовых разрывов;
  • изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
  • привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.

Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:

  • денежной массы;
  • инфляции;
  • курса валют;
  • доходности по иным ценным бумагам;
  • распределения капиталов по финансовым рынкам.

Привлекательность облигаций государственного займа

Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.

Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.

Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.

Облигации федерального займа

Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.

Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.

Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.

По строку выпуска облигации могут быть:

  • краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
  • средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.

Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ


  • Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
  • Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
  • Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.