Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Выпуск муниципальных облигаций осуществляется на основе ФЗ от 29.07.1998г. №1Э6-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Эмиссия муниципальных облигаций обычно осуществляется по согласию уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население. Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%. В отличие от корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли, (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

  • - покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;
  • - привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;
  • - государственное регулирование количества денег в снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Облигации могут выпускаться:

  • а) на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение,
  • б) на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами, не используются).

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае из валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике нет (хотя определенные правовые сложности возникнуть могут). Устанавливается приоритетность в направлении конкретных доходов на погашение данной облигационной эмиссии или других облигационных займов.

Например, если на строительство аэропорта выпущено 3 облигационных займа, то нужно решить вопрос о последовательности их погашения из доходов от его эксплуатации. Могут устанавливаться также ограничения на выпуск новых облигационных эмиссий с тем, чтобы они не привели к нехватке ресурсов для покрытия долга, к невозможности для эмитента обслуживать суммарный облигационный долг из доходов, предназначенных на эти цели. С этой целью используется коэффициент "доходы/выплаты по обслуживанию суммарного долга", который должен составлять не менее 1,0 2,0.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета

Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются равномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, в сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения: а) за счет будущих налогов, б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей, в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов, г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности, д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

Другие условия выпуска муниципальных облигаций. Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться: - именными и на предъявителя (в США, например, с 1983 г. выпуск муниципальных облигаций на предъявителя запрещен с тем, чтобы прекратить отмывание денег через них и обход налогового законодательства); - на любые сроки (в т.ч. сроком до 1 года); - без ограничений или с ограничениями по возможности обращения; - под залог имущества или без совершения залога (залог - при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов); - купонные и бескупонные;

  • - в качестве серийных (погашение сериями внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения; с фондом погашения или без него);
  • - с фиксированным и колеблющимся процентом (в российской практике конструирование облигационного займа с колеблющейся ставкой затруднительно); - отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • - с фондом погашения и без такового;
  • - с правом обратной продажи и без таковой;
  • - в качестве зеро-купонов;
  • - с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых; - с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Российской Федерации и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства РФ.

Все приведенные ниже виды облигаций, распространенные в мире, можно использовать в российской практике, правовых препятствий к этому нет.

Виды муниципальных облигаций:

1). Облигации под общее обязательство о погашении задолженности Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги.

Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета, поступлений, сборов и т.д. (как источника погашения займа). Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.) Облигации под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.

  • 2). Облигации, выпускаемые без обеспечения , под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - вниманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
  • 3). Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.
  • 4). Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа).

Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования), строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

В международной практике часто долевым или исключительным источником погашения местных займов выступает финансирование, получаемое от центрального правительства (на цели, под которые ранее авансировались средства через выпуск облигаций).

Регионы все чаще выпускают облигации для населения с купоном, превосходящим ставки по банковским депозитам. Стоит ли инвестору покупать эти бумаги?

Фото: Роман Галкин/РИА Новости

​​Пока Минфин готовит к выпуску специальные облигации для населения — короткие ОФЗ со сроком обращения до трех лет, региональные власти уже вовсю занимают средства у россиян, размещая субфедеральные и муниципальные (региональные) бонды. В 2016 году прошло как минимум три более или менее успешных размещения таких бумаг, и региональные власти намерены практиковать такие займы и в будущем.

Так, на днях правительство Самарской области объявило о полном размещении бездокументарных облигаций «народного займа» на 510 млн руб. Эти бумаги продавались путем открытой подписки с 6 сентября 2016 года. Весь выпуск состоял из 8,5 тыс. бондов номинальной стоимостью 60 тыс. руб. и с купоном 13% годовых. Срок обращения бумаг составляет три года — это значит, что владельцы «народных бондов» должны получить в общей сложности 39%. Физические лица, впрочем, в результате размещения приобрели лишь 17,7% бумаг Самарской области. Отдельные институциональные инвесторы оказались активнее. Большая часть облигаций (около 59%) досталась Тольяттихимбанку. Остальное приобрел уже в январе 2017 года самарский же Газбанк. Тем не менее итоговый спрос, в том числе от институциональных инвесторов, превысил предложение.


Не менее успешным оказалось размещение облигаций Калининградской области на 1 млрд руб. в декабре 2016 года. По его итогам правительство региона заявило, что эти бумаги были полностью раскуплены на Московской бирже в течение трех часов. Стоимость облигаций составляла 1 тыс. руб. за штуку, а купон был установлен на уровне 10,5% годовых. Объем размещения составил 1 млрд руб., спрос — в полтора раза больше. Погасить бонды область собирается в 2021 году. В этом году правительство региона планирует занять у населения еще раз.

Аналогичным способом привлекает средства и Томская область, которая считается пионером в этой сфере, — в этом регионе с 2002 года реализуется проект «Внутренние облигации Томской области для населения». В 2016 году региональные власти выпустили облигации для населения на 300 млн руб. со ставкой 11% годовых и погашением в 2019 году. Номинальная стоимость одной облигации составила 1 тыс. руб., купонный доход держателям будет выплачиваться ежеквартально.

Аналитики агентства S&P прогнозируют, что к концу 2017 года объем рынка облигаций региональных и муниципальных органов власти вырастет до 800 млрд руб. — это почти в два раза больше, чем в 2016 году. Тогда объем рынка регионального долга составлял 460 млрд руб. По оценкам S&P, в дальнейшем регионы и муниципалитеты будут ежегодно выпускать облигации объемом около 300 млрд руб.

Впрочем, оценка плюсов и минусов таких бумаг неоднозначна.

Зачем покупать

У региональных облигаций есть два главных достоинства: доходность и относительная надежность. Главный инвестиционный консультант ФГ «БКС» Сергей Скоробогатов признает, что такие бумаги пользуются спросом среди частных инвесторов, особенно на фоне дефицита доходных и надежных бумаг. «Доходность муниципальных облигаций — чуть выше депозитов, кроме того, это очень надежные бумаги. В случае возникновения каких-либо проблем область сможет расплатиться с держателями облигаций за счет транша от государства», — поясняет он.

Государство вряд ли позволит произойти дефолту в какой-либо области или городе — на погашение облигаций в любом случае будет выдан транш или кредит, считает Скоробогатов. Если область не выплатит облигационный заем, иностранные инвесторы перестанут доверять и государственным бумагам, отмечает он. «Как следствие, инвесторы начнут распродавать ОФЗ и тогда доходность гособлигаций придется повышать. Государство в этом не заинтересовано», — уверен Скоробогатов.

Какие риски

Однако муниципальные облигации все-таки чуть более рискованны, чем ОФЗ: например, эмитент может погасить облигации позже срока, считает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Минусом таких бумаг аналитик также называет неликвидность многих выпусков. Он предостерегает неквалифицированных инвесторов от бездумных вложений в долговые бумаги российских городов и регионов. Чтобы инвестировать в такие инструменты, нужно понимать их специфику, определенные знания нужны даже для того, чтобы просто разобраться в кредитных рейтингах, подчеркивает он.

Скоробогатов из БКС указывает на еще одну важную особенность таких бумаг — амортизацию. В большинстве случаев, по его словам, регионы не погашают облигации в один день — обычно эмитент ежегодно возвращает инвестору часть номинала, снижая таким образом нагрузку на свой бюджет. Поэтому номинальная стоимость бумаги, а следовательно, и размер купонных выплат каждый год уменьшается. Из-за этого держателю муниципальных облигаций нужно реинвестировать освобождающиеся средства, но у инвестора с небольшим чеком это не должно вызвать затруднений, отмечает Скоробогатов.

Как выбирать

Какие бумаги приобрести, во многом зависит от аппетита инвестора к риску. ​При выборе муниципальных облигаций Сергей Скоробогатов советует покупать самые доходные бумаги. А руководитель отдела управления активами Национальной управляющей компании Андрей Вальехо-Роман добавляет, что инвесторам все же нужно обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. «В целом власть перекладывает многие социальные обязательства на региональные бюджеты, и поэтому они не очень устойчивы. Но субфедеральные облигации все же надежнее муниципальных, поскольку бюджеты округов больше, чем бюджеты городов», — говорит он. Рейтинг субфедеральных облигаций должен быть на уровне рейтинга страны или на одну ступень ниже, отмечает Вальехо-Роман. Интересными для частного инвестора он называет облигации Ямало-Ненецкого или Ханты-Мансийского округов, а также Москвы и Московской области. Покупать муниципальные бумаги управляющий советует крайне осторожно.

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, городскими органами управления, платными автодорогами .

Американская практика

К муниципальным относят облигации, выпущенные штатами, округами, городами и другими административными образованиями. Проценты, выплачиваемые по большинству из выпусков таких облигаций, освобождены от федеральных налогов, а также от налогов штатов и местных налогов, если облигации выпускаются в налоговой зоне штатов и муниципалитетов. В этом состоит наиболее важная особенность муниципальных облигаций.

Муниципальные облигации, которые имеют полную гарантию правительств штатов и муниципалитетов, называются облигациями, обеспеченными общей гарантией . Выплаты процентов и основной суммы долга по таким облигациям защищены финансовыми и налоговыми ресурсами органов региональной и местной власти. Иными словами, проценты, выплачиваемые держателям облигаций, неограниченно обеспечиваются налоговыми поступлениями в бюджет эмитента, однако в действительности эта провозглашенная «неограниченность» не всегда может обеспечить надежную защиту инвестиционного капитала.

Например, в 1975 г. власти города Нью-Йорка объявили дефолт по своим обязательствам с общей гарантией. Не все облигации, обеспеченные общей гарантией, одинаковы. Их надежность с точки зрения кредитного риска зависит от финансовой мощи эмитентов.

Доходными облигациями называют муниципальные облигации, по которым процентные платежи и выплаты в погашение основной суммы долга осуществляются только при наличии у эмитента прибыли , достаточной для проведения таких выплат.

Надежность доходных облигаций зависит от того, насколько востребованными являются услуги, оказываемые их эмитентом, насколько велика получаемая при этом прибыль, что наблюдается - ее рост или снижение, а также от наличия иных финансовых обязательств эмитента, которые должны быть погашены ранее обязательств перед держателями облигаций. Финансовое положение эмитента доходных облигаций, его способность осуществлять процентные платежи определяют кредитный рейтинг этих облигаций.

Рынок муниципальных облигаций

Первичный рынок муниципальных облигаций в США основан на андеррайтерах - институте, который лишь в последние несколько лет начал формироваться в России благодаря развитию рынка корпоративных облигаций. Стоит отметить, что при большом сходстве андеррайтинга на рынке акций и облигаций в США на этих сегментах доминируют разные инвестиционные банки.

Андеррайтинг на рынке, где более или менее активно работают примерно 25 тыс. эмитентов и около 5 тыс. эмитентов размещают облигации в течение года, оказывается достаточно специфическим бизнесом. Определенный отпечаток на участников первичного рынка накладывают и сравнительно небольшие объемы эмиссии облигаций (которые могут составлять менее 1 млн долл.), что даже по меркам российского рынка считается очень небольшим выпуском.

Вторичный рынок любых облигаций в США исторически складывался почти полностью внебиржевым (хотя корпоративные облигации даже имеют листинг на NYSE), и муниципальные облигации не являются исключением из этого правила. Обращение облигаций на вторичном рынке и поддержание ликвидности на последнем осуществляются благодаря маркет-мейкерам.

Муниципальные облигации в РФ

Муниципальные облигации в России выпускаются различными муниципальными органами (областными, городскими) и их финансовыми институтами (например, казначейством области) и предполагают привлечение средств в регион.

Информацию о их размещении, особеностях эмиссии вы можете найти на сайте www.rusbonds.ru .

Например, как видно из рисунка ниже, лидеры рынка на 13 ноября 2014 года: облигации Белгородской области, Югры, Костромской области и Правительства Москвы.

В России муниципальные бумаги не облагаются подоходным налогом для физических лиц, а для юридических - облагаются по льготной ставке.

В соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога по процентам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Однако из-за того, что ставки налогообложения являются одинаковыми для облигаций федерального правительства и муниципальных бумаг, последние не имеют тех налоговых преимуществ для инвесторов, которые существуют в США. Тем самым в России налоговое стимулирование развития рынка муниципальных облигаций заметно слабее, чем в США.

Рынок муниципальных облигаций в России

Российская структура инвесторов на рынке муниципальных облигаций прямо противоположна американской - на этом рынке доминируют коммерческие банки, в то время как на долю населения даже с учетом вложений в паевые фонды приходится не более 10-12% рынка.

В России первичный рынок лишь в последнее время начал обращать внимание на андеррайтинг. В основном эмитенты предпочитают размещать облигации на аукционах, проводимых на организованных торговых площадках.

Вторичный рынок в России является скорее биржевым, хотя внебиржевые сделки также не исключены, а в отдельных регионах (например, в Волгоградской области) являются вообще единственным доступным вариантом.

Сопоставление российского рынка муниципальных облигаций с аналогичным рынком США позволяет выявить некоторые слабые стороны первого:

  • неразвитую инфраструктуру финансового рынка;
  • бюджетную систему, опирающуюся на доходы федерального центра;
  • слабые возможности регионов и муниципалитетов по привлечению средств инвесторов (в первую очередь частных), неэффективное налоговое стимулирование.

Поэтому привлечение средств на рынке муниципальных ценных бумаг для российских регионов и муниципалитетов на практике оказывается намного более сложным и трудоемким, чем в США, процессом из-за весьма различного характера самих рынков. Именно эти возникающие сложности и предопределяют сложившуюся в России структуру муниципального долга, где преобладают банковские кредиты и бюджетные ссуды.

(как оказалось, весьма обширной) темы , хотелось бы несколько слов сказать о ситуации, складывавшейся на протяжении многих лет на муниципальных России , достоинствах и недостатках данной разновидности , а также особенностях, присущих как отечественному рынку , так и его зарубежным аналогам.

Отдельные тезисы будут проиллюстрированы соответствующими диаграммами.

Муниципальные облигации в России

Начиная с памятного 1992 г., когда были выпущены первые в истории современной России, наблюдался ежегодный рост числа их .

Уже к концу 1990-х гг. количество муниципальных облигаций приблизилось к ста, и в последующие годы данный показатель стабилизировался на этом .

Интересно проследить динамику выпусков муниципальных облигаций в России в 2013 г., представленную на нижеследующей диаграмме.

Отрадно отметить, несмотря на некоторый разброс значений (волатильность облигаций ), наметившуюся тенденцию к росту числа выпусков муниципальных облигаций.

В начале 1990-х гг. крупнейшими регионами-эмитентами муниципальных облигаций считались г. Санкт-Петербург, Нижегородская и Тюменская области, Татарстан и некоторые другие субъекты Федерации.

Спустя 20 лет лидерские позиции в этом вопросе отошли к другим регионам: Новосибирской, Тульской, Томской, Тверской, Кемеровской областям.

Обращают на себя объемы муниципальных облигационных , варьирующиеся в среднем пределах от 1-2 до 4-5 млрд. рублей и характеризующиеся 7-10-летними (иногда более длительными) .

Преимущества муниципальных облигаций

В этом плане муниципальным облигациям есть, что предложить.

Основными преимуществами муниципальных облигаций являются следующие.

Отмеченные преимущества предопределяют популярность муниципальных облигаций во всем мире.

. Выплата купонного дохода по муниципальным облигациям, увы, не является основной ЦЕЛЬЮ их выпуска; часть дохода инвестор может получить, если так можно выразиться, в натуральной форме, посредством потребления свойств или социального объекта, профинансированных из средств муниципального облигационного займа.

. Погашение муниципальных облигаций исключается за счет дополнительной (чего не скажешь о федеральных облигационных займах).

. Скудость и неразвитость ИНФРАСТРУКТУРЫ рынка муниципальных облигаций, сдерживающие стремительный рост рынка этих ценных бумаг.

И на закуску…

Напоследок отметим ряд особенностей отечественного рынка муниципальных облигаций .

Львиная доля муниципальных облигаций вращается на ПЕРВИЧНОМ рынке.

Частные инвесторы, как правило, являются первыми и единственными приобретателями соответствующих ценных бумаг (вплоть до их полного погашения).

Редкие случаи «выброса» муниципальных облигаций на вторичный рынок обусловлены слабой степенью развития сети и относительной неразвитостью данного сегмента .

. Значительный объем муниципальных облигаций (по некоторым оценкам от 30 до 35 процентов) выпускается «НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ ».

Такая картина была характерна для периода зарождения и «взросления» рынка муниципальных облигаций.

. Наблюдается стабильный РОСТ удельного веса муниципальных облигаций в рынка облигаций.

Постоянно расширяется и география соответствующих выпусков, характеризующихся, как правило, средне- или долгосрочными периодами погашения.

. Специальное законодательство допускает инвестора от НЕПОЛНЫХ или несвоевременных выплат купонного дохода или номинальной стоимости муниципальных облигаций.

Соответствующие компенсационные условия могут быть предусмотрены в при юридическом оформлении сделок с муниципальными облигациями.

Государственные долговые обязательства занимают важное место на рынке капиталов и имеют широкое распространение в мировой практике. Это обусловлено самим механизмом формирования и ис­пользования государственного бюджета.

Покрытие расходов госбюджета, когда они превышают доходы, может осуществляться за счет эмиссии денег или за счет кредита, взя­того у центрального банка или у коммерческих банков. Однако эмис­сия денег ведет к инфляции и расстройству денежного обращения, а кредиты банков, как показывает мировая практика, требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.

С помощью выпуска ценных бумаг осуществляется:

    покрытие текущего дефицита бюджета, который возникает из-за того, что поступления доходов приходятся на определенные даты, а расходы осуществляются более равномерно;

    погашение ранее выпущенных облигационных займов;

    финансирование государственных программ капиталоемких про­ектов;

    обеспечение кредитно-финансовых институтов и коммерческих банков ликвидными резервами. При этом кредитно-финансовые уч­реждения, приобретая государственные облигации, получают процен­тный доход.

В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге» от 13 ноября 1992 г. № 3877-1, долговые обязательства РФ могут быть в форме:

    кредитов, полученных Правительством РФ;

    государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

В соответствии с данным законом, государство не несет ответствен­ности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Муниципальные облигации по своим характеристикам близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных (региональных) бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муни­ципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Принято выделять муниципальные облигации двух типов: общего долга и доходные. Расходы по обслуживанию облигаций общего дол­га осуществляются за счет местных налогов, а по обслуживанию до­ходных облигаций – за счет доходов, полученных от эксплуатации объектов, возведенных на средства от выпуска облигаций (платных сооружений).

Муниципальные облигации являются менее надежными финан­совыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому процентная ставка по ним должна быть более вы­сокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муници­пальные облигации имеют неширокий рынок, ограниченный преде­лами штата или области.

По способу обращения государственные и муниципальные обли­гации могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные бумаги мо­гут свободно передаваться от одного владельца другому без ограниче­ния. Нерыночные облигации не могут быть переданы первым владельцем другому лицу, не подлежат купле-продаже на вторичном рынке. Примерами таких облигаций могут быть сберегательные об­лигации, предназначенные для размещения их среди населения. Дер­жатель не может их продать другому лицу, но по требованию владель­ца эмитент берет на себя обязательство погасить облигацию по номиналу.

К нерыночным облигациям относятся и специальные выпуски об­лигаций, которые размещаются в страховых организациях, пенсион­ных фондах и правительственных организациях. Такие облигации нельзя продавать, но они могут быть предъявлены эмитенту для вы­купа через определенное время после выпуска.

В зависимости от срока действия, государственные облигации де­лятся:

    на краткосрочные (сроком до 1 года);

    среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    долгосрочные (от 5 до 30 лет);

    бессрочные, которые не имеют срока погашения, а их владелец получает процентный доход, пока является держателем облигации.