1. Иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном соблюдении следующих условий:

1) присвоения иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов;

2) квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке , установленном Банком России.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации могут быть допущены ценные бумаги иностранных эмитентов, соответствующие требованиям пункта 1 настоящей статьи, эмитентами которых являются:

1) иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и (или) членами Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранные организации с местом учреждения в государствах, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых Банком России заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) международные финансовые организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;

4) иностранные государства, указанные в подпунктах 1 и настоящего пункта, а также центральные банки и административно-территориальные единицы таких иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, указанный в пункте 4 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению в Российской Федерации по решению Банка России при условии регистрации Банком России проспекта таких ценных бумаг.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ценные бумаги иностранных эмитентов, соответствующие требованиям пунктов 1 и настоящей статьи, могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации по решению российской биржи об их допуске к организованным торгам. Такое решение может быть принято российской биржей, если в отношении указанных ценных бумаг, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, начата либо завершена процедура листинга на иностранной бирже, входящей в перечень , утвержденный Банком России, и законодательством Российской Федерации или иностранным правом не установлены ограничения, в соответствии с которыми предложение указанных ценных бумаг в Российской Федерации неограниченному кругу лиц не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Ценные бумаги иностранного эмитента, соответствующие требованиям пунктов 1 и настоящей статьи, могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации по решению российского организатора торговли об их допуске к организованным торгам без заключения договора с указанным эмитентом, если ценные бумаги иностранного эмитента одновременно соответствуют следующим условиям:

1) допускаются к организованным торгам без их включения в котировальный список;

2) включены в основной (официальный) список ценных бумаг иностранной биржи, входящей в указанный в пункте 4 настоящей статьи перечень. Банк России вправе определить основные (официальные) списки иностранных бирж, включение в которые является условием для допуска ценных бумаг к публичному обращению в Российской Федерации;

3) информация о ценных бумагах и об их эмитенте раскрывается на русском языке или на используемом на финансовом рынке иностранном языке в соответствии с требованиями иностранной биржи, на которой ценные бумаги включены в основной (официальный) список;

4) иностранным правом не установлены ограничения, в соответствии с которыми их предложение в Российской Федерации неограниченному кругу лиц не допускается.

4.2. Соблюдение требований подпункта 2 пункта 4.1 настоящей статьи для допуска к публичному обращению облигаций иностранных эмитентов не требуется, если указанные облигации соответствуют требованиям нормативных актов Банка России.

К иностранному эмитенту, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи, требования настоящего Федерального закона о раскрытии информации эмитентом ценных бумаг не применяются.

5. Ценные бумаги международных финансовых организаций допускаются к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, если условия их выпуска не содержат ограничений на обращение таких ценных бумаг среди неограниченного круга лиц и (или) предложение таких ценных бумаг неограниченному кругу лиц.

Облигации международных финансовых организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, если такие облигации отвечают условиям пункта 1 статьи 27.5-2 настоящего Федерального закона, могут быть допущены к публичному размещению в Российской Федерации по решению российской биржи об их допуске к организованным торгам в соответствии с правилами, установленными статьей 27.5-2 настоящего Федерального закона. В этом случае требования о раскрытии информации международной финансовой организацией, предусмотренные статьей 30 настоящего Федерального закона, не применяются. Информация об облигациях международных финансовых организаций и об их эмитенте раскрывается в объеме, установленном нормативными актами Банка России.

6. Решение о допуске ценных бумаг иностранного эмитента к организованным торгам, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, принимается российской биржей при условии представления ей проспекта (проекта проспекта) ценных бумаг иностранного эмитента и документов, перечень которых определяется правилами российской биржи. Указанные правила должны соответствовать требованиям нормативных актов Банка России. Проспект (проект проспекта) ценных бумаг иностранного эмитента может быть составлен на используемом на финансовом рынке иностранном языке.

В случае, если российская биржа принимает решение о допуске ценных бумаг иностранного эмитента до завершения процедуры их листинга на иностранной бирже, организованные торги ценными бумагами иностранного эмитента не могут начаться раньше даты, в которую начнутся торги на указанной иностранной бирже.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о допуске ценных бумаг иностранного эмитента, которые не могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации на основании решения, указанного в пункте 4 или 4.1 настоящей статьи, к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, принимается Банком России при условии, что в отношении указанных ценных бумаг законодательством Российской Федерации или иностранным правом не установлены ограничения, в соответствии с которыми их предложение в Российской Федерации неограниченному кругу лиц не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение, предусмотренное пунктом 7 настоящей статьи, принимается Банком России на основании заявления российской биржи, содержащего обоснование возможности допуска ценных бумаг иностранного эмитента к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации. К указанному заявлению прилагаются проспект ценных бумаг иностранного эмитента и иные документы, перечень которых определяется нормативными актами Банка России. Банк России вправе установить требования к обоснованию, предусмотренному настоящим пунктом.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае публичного размещения и (или) публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими требованиям нормативных актов Банка России к таким депозитариям.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляет только депозитарий, которому открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в иностранной организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень, утвержденный Банком России, либо депозитарий, который зарегистрирован в качестве лица, действующего в интересах других лиц, в реестре акционеров или владельцев иных ценных бумаг, если ведение такого реестра осуществляется на основании договора с иностранным эмитентом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов может также осуществлять депозитарий, которому открыт счет депо номинального держателя в депозитарии, указанном в абзаце втором настоящего пункта.

Депозитарии, осуществляющие учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, выпущенные в документарной форме, должны обеспечить централизованное хранение сертификатов указанных ценных бумаг, за исключением случаев, когда такое хранение в соответствии с личным законом иностранного эмитента осуществляется за пределами Российской Федерации.

10. По решению Банка России размещение ценных бумаг иностранного эмитента в Российской Федерации может быть приостановлено в случае:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) обнаружения в проспекте ценных бумаг иностранного эмитента (иных документах, на основании которых ценные бумаги иностранного эмитента были допущены к размещению в Российской Федерации) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвесторов информации;

2) нарушения иностранным эмитентом и (или) брокером, подписавшими (подписавшим) проспект ценных бумаг иностранного эмитента, требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) получения Банком России соответствующего представления от органа (организации), регулирующего (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, в котором иностранный эмитент зарегистрирован как юридическое лицо.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Размещение ценных бумаг иностранного эмитента в Российской Федерации возобновляется по решению Банка России в случае устранения нарушений или прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления их размещения.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. После окончания размещения ценных бумаг иностранного эмитента в Российской Федерации иностранный эмитент обязан представить уведомление о завершении указанного размещения в Банк России. Обращение в Российской Федерации ценных бумаг иностранного эмитента, размещение которых осуществляется в Российской Федерации, допускается после представления указанного уведомления и раскрытия информации о завершении их размещения в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Переход прав на ценные бумаги иностранного эмитента, приобретенные их первым владельцем при размещении указанных ценных бумаг в Российской Федерации, запрещается до их полной оплаты, а в случае размещения акций иностранного эмитента и ценных бумаг, конвертируемых в акции иностранного эмитента, которые не размещались путем открытой подписки с их оплатой деньгами или ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, и не были допущены к организованным торгам, также до представления уведомления об итогах их размещения в Банк России.

14. Если ценные бумаги иностранных эмитентов не допущены к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, то на обращение таких ценных бумаг распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Ценные бумаги иностранных эмитентов, указанные в абзаце первом настоящего пункта и соответствующие требованиям пунктов 1 и настоящей статьи, могут быть допущены к организованным торгам на российской бирже в процессе их размещения и (или) обращения среди квалифицированных инвесторов в соответствии с правилами российской биржи. Регистрация и предоставление проспектов таких ценных бумаг иностранных эмитентов при этом не требуются.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента в случае допуска их к публичному обращению должен быть составлен на русском языке или на используемом на финансовом рынке иностранном языке, а в случае допуска ценных бумаг иностранного эмитента к размещению в Российской Федерации - на русском языке. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента должен быть подписан иностранным эмитентом или брокером, соответствующим требованиям , установленным нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Лица, которые подписывают проспект ценных бумаг иностранного эмитента от имени иностранного эмитента, определяются в соответствии с личным законом иностранного эмитента, а в случае, если таким эмитентом является международная финансовая организация, в соответствии с учредительными документами этой международной финансовой организации.

17. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента должен быть подписан иностранным эмитентом, если такой проспект представляется для допуска ценных бумаг иностранного эмитента:

1) к размещению в Российской Федерации, в том числе публичному;

2) к публичному обращению в Российской Федерации в случае, если указанные ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке.

18. Брокер, подписавший проспект ценных бумаг иностранного эмитента, подтверждает тем самым:

1) отсутствие ограничений на обращение ценных бумаг иностранного эмитента в Российской Федерации и их соответствие требованиям пункта 1 настоящей статьи, а в случае их публичного размещения и (или) публичного обращения в Российской Федерации также требованиям пунктов 2 , и настоящей статьи;

2) соответствие информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг иностранного эмитента, сведениям, которые раскрываются и предоставляются на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке и (или) предоставляются иностранным эмитентом.

19. Иностранный эмитент, подписавший проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте его ценных бумаг, и несет ответственность за убытки, причиненные инвесторам вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг иностранного эмитента недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, если ценные бумаги указанного эмитента допускаются российской биржей к организованным торгам на основании договора с таким эмитентом.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Брокер, подписавший проспект ценных бумаг иностранного эмитента, несет ответственность за убытки, причиненные инвесторам вследствие недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвесторов информации, подтвержденной брокером. Подтверждение брокером недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвесторов информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг иностранного эмитента, является основанием для приостановления действия лицензии на осуществление брокерской деятельности, а в случае неоднократного совершения указанного нарушения в течение одного года для аннулирования такой лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Раскрытие информации о ценных бумагах иностранных эмитентов, допущенных к организованным торгам в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется российской биржей путем размещения информации на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, в котором такая информация раскрывается в соответствии с правилами иностранной биржи, на которой указанные ценные бумаги прошли или проходят процедуру листинга, либо путем размещения на таком сайте указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых раскрыта информация об иностранном эмитенте и о выпущенных им ценных бумагах в соответствии с правилами такой иностранной биржи, а если правилами иностранной биржи порядок раскрытия информации не определен, в соответствии с личным законом такой иностранной биржи.

Информация о ценных бумагах иностранных эмитентов, допущенных к организованным торгам в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, раскрывается в объеме, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Организатор торговли, принявший предусмотренное пунктом 4.1 настоящей статьи решение о допуске ценных бумаг иностранного эмитента к организованным торгам:

1) не позднее начала организованных торгов ценными бумагами:

раскрывает информацию о ценных бумагах и об их эмитенте в объеме, в котором такая информация раскрывается в соответствии с правилами иностранной биржи, включившей указанные ценные бумаги в основной (официальный) список;

раскрывает информацию, которая содержится в каждом из годовых отчетов, раскрытых иностранным эмитентом после завершения процедуры листинга, а если после завершения процедуры листинга прошло более трех лет, за последние три года;

2) не позднее одного дня после начала организованных торгов ценными бумагами направляет иностранному эмитенту уведомление о принятии решения, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.2. Организатор торговли, принявший предусмотренное пунктом 4.1 настоящей статьи решение о допуске к организованным торгам облигаций иностранного эмитента, не включенных в основной (официальный) список иностранной биржи, обязан раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, определенную нормативными актами Банка России. Такая информация раскрывается в порядке и сроки, предусмотренные нормативными актами Банка России.

21.3. Организатор торговли, принявший предусмотренное пунктом 4.1 настоящей статьи решение о допуске иностранных ценных бумаг к организованным торгам, обязан обеспечить любому заинтересованному лицу постоянный доступ к информации об иностранном эмитенте и о выпущенных им ценных бумагах, раскрытой в соответствии с правилами иностранной биржи, включившей ценные бумаги в основной (официальный) список.

Каждая ценная бумага, которая торгуется на фондовых рынках, включена в особые списки. Это непременное условие. Простыми словами листинг является таким списком или перечнем, куда входит любой финансовый инструмент, доступный для трейдинга.

Давайте детально познакомимся с этой биржевой процедурой. Разберем правила, условия и этапы проведения листинга ценных бумаг: акций и облигаций.

Листинг на бирже – процедура допуска ценных бумаг к свободному обращению и торговле. Результатом ее проведения становится внесение акций, облигаций, инвестиционных паев, ипотечных сертификатов и депозитарных расписок в биржевой котировальный список.

Рассматриваемый термин от английского слова listing, что в переводе означает внесение в список.

Если рассматривать процесс листинга более детально, то следует выделить 2 важные составляющие:

  • формальности и процедуры, которые предшествуют включению акций и облигаций в котировальный список;
  • контроль за соответствием каждого инвестиционного инструмента существующим на конкретной бирже требованиям.

Но зачем он нужен? Какие цели преследует?

Листинг проводится в отношении каждого эмитента, обращающегося на биржевых фондовых рынках. Она позволяет отбирать для торговли акции только компаний, отвечающих принятым требованиям, которые касаются основных финансовых показателей, уровня ликвидности и рисков.

Фактически мы говорим о режиме допуска ценных бумаг в котировальный список биржи.

Правила проведения

Правила листинга всегда утверждаются фондовой биржей. Они различаются для каждой конкретной площадки. Рассмотрим правила проведения подобной процедуры на примере крупнейшей в России Московской Биржи или ММВБ.

Ценные бумаги допускают до торгов путем проведения листинга. Решение о включении в котировальный список принимает только Московская Биржа.

Список состоит из 3 разделов или уровней:

  • первого;
  • второго;
  • третьего.

Процесс исключения ценной бумаги из числа торгуемых осуществляется только Московской Биржей. Эта процедура также известна, как делистинг.

Акции конкретной компании претендуют на листинг при обязательном соблюдении принятых условий:

  • соответствие нормам закона;
  • регистрация проспекта;
  • принятие эмитентом обязанности по раскрытию информации;
  • обслуживание в Расчетном депозитарии.

Познакомиться с полной версией правил проведения листинга любой желающий может на официальном сайте Московской Биржи в разделе Документы.

Этапы процесса

Листинг проводится в несколько последовательных этапов.

1. Эмитент или лицо-посредник осуществляет подачу заявления, которая касается размещения на фондовом рынке ценных бумаг. Первый этап также известен, как предлистинг.

2. Подписание соглашение о проведении биржевыми специалистами экспертной оценки.

3. Эмитент или доверенное лицо предоставляют пакет документов, которые нужны для осуществления экспертизы: бухгалтерские балансы, отчеты и так далее.

4. Экспертиза акций или облигаций, которые претендуют на листинг.

5. Оценка деятельности компании-эмитента. Рассматриваются основные макроэкономические показатели: рентабельность, ликвидность, размер уставного капитала и так далее.

6. Заседание Специальной комиссии, на котором принимается решение по допуску ценных бумаг компании до обращения на торговой площадке.

Критерии и требования, предъявляемые к эмитентам

Каждая биржа утверждает собственные требования для включения акций и облигаций в котировальный список. К таким критериям обязательно относятся:

  • показатель общей стоимости активов компании;
  • размер чистой прибыли по результатам работы за несколько лет;
  • предполагаемое для размещения количество ценных бумаг;
  • капитализация компании составляет не меньше 60 миллиардов рублей;
  • публикация отчетности по МСФО за последние 3 года.

Естественно, это неисчерпывающий перечень требований, которые могут предъявляться к компании-эмитенту.

Котировальные списки и уровни

Неправильно считать, что эмитенты, которые преодолели листинг, стали равнозначны друг другу. Например, акции огромной нефтяной компании ПАО «ЛУКОЙЛ» не сравнятся по своему весу с ценными бумагами промышленного горнодобывающего и металлургического холдинга ПАО «Мечел». Это факт.

При этом никто не станет утверждать, что Мечел слабый или непривлекательный для инвестиций эмитент. Иначе компания не прошла бы листинг. Однако значимость названных акций существенно различаются.

Руководители Московской Биржи облегчили жизнь инвесторов. Для этого созданы 3 уровня листинга, о чем уже упоминалось выше. Для каждого из них создан собственный котировальный список.

К первому уровню котировального списка относятся крупнейшие эмитенты, акции которых торгуются на ММВБ. Это так называемые голубые фишки или компании первого эшелона. Среди них Сбербанк, Новатэк, Газпром, ГМК Норильский никель, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Магнит и другие.

Ко второму уровню котировального списка относят компании второго эшелона, которые не отвечают требованиям для голубых фишек. Среди них Россети, РусГидро, Магнитогорский металлургический комбинат, Мегафон, Полюс и другие.

К третьему уровню котировального списка причисляют компании третьего и четвертого эшелона. Среди них Ашинский МЗ, ОГК-2, Юнипро, Башнефть, Детский мир, Белон, Автоваз, Квадра, ЭнергияРКК, Мостотрест, Объединенная Вагонная Компания и многие другие.

С уменьшением уровня существенно падает ликвидность. Проще говоря, с акциями этих компаний работает меньшее количество инвесторов. Торговый оборот по таким фишкам невелик. Инвестировать в них следует исключительно в долгосрочной перспективе. Для внутридневной или даже среднесрочной торговли подобные ценные бумаги не подходят.

Классификация и виды

Различают первичный и вторичный листинг. Это обособленные понятия.

Процедура первичного листинга проводится в целях начала обращения ценных бумаг в рамках российского биржевого рынка. Компании, акции которых торгуются на ММВБ участвовали именно в ней.

Когда эмитент планирует выйти на международную площадку, то нужно пройти процесс вторичного листинга. После этого акции таких компаний получают доступ к размещению на иностранных фондовых биржах. К примеру, на Лондонской или Нью-Йоркской.

В соответствии с отечественными нормативно-правовыми актами проведение вторичного листинга возможно лишь для эмитентов, прошедших процедуру первичного. Условия прохождения вторичного листинга намного мягче, а срок самой процедуры короче.

Ценные бумаги эмитента, по которым проводится рассматриваемая процедура на иностранных биржах, определяют конкретную используемую терминологию.

Первый случай так называемого прямого листинга или Direct listing. Его проводят в целях регистрации эмитента в иностранной стране, в которой планируют торговлю ценными бумагами на одной или нескольких фондовых биржах.

Второй случай так называемых депозитарных расписок или Depository Receipts. При этом доступ на зарубежную площадку получат лишь депозитарные расписки компании-эмитента.

Кроме того, существуют специальные разновидности вторичного листинга:

  • Dual listing;
  • Cross-listing.

Dual listing или двойной листинг. Последовательное получение доступа ценным бумагам эмитента на несколько различных бирж, которые находятся внутри одного государства. Подобные действия предпринимаются в целях повышения ликвидности акций компании.

Cross-listing или кросс-листинг. Единовременное или перекрестное получение доступа для ценных бумаг эмитента на несколько фондовых бирж. Такие действия осуществляются для сокращения временных и финансовых издержек.

Соотношение листинга и IPO

Трейдеры иногда путают эти понятия. Давайте расставим все по своим местам и поймем, как они соотносятся.

Под IPO (Initial Public Offering) принято понимать первую публичную продажу акций компании на фондовом рынке.

Одним из этапов IPO является листинг. Как мы уже знаем, во время этой процедуры эмитент согласовывает с биржей порядок размещения на ней собственных акций.

Глобальные рынки акций по-прежнему привлекательнее с точки зрения доходности, чем российский рынок. Если индекс Московской биржи вырос за прошлый год всего на 3,3%, то американский индикатор S&P 500 показал рост на 24%, а европейский сводный индекс STOXX 600 - на 10%.

Линейка доступных инструментов также несопоставима с отечественным рынком. «На Московской бирже торгуются 283 акции и расписки. Для сравнения: на рынке акций США - более 4300 бумаг, на европейском рынке - более 4000, в Китае - более 3000», - комментирует начальник аналитического управления УК «Ингосстрах–Инвестиции» Евгений Воробьев.

Также в США и Европе, в отличие от России, предусмотрено страхование инвестиций. «В США Корпорация защиты фондовых инвесторов предоставляет гарантию на $500 000, из которых $250 000 приходится на денежные средства инвестора. В ЕС действует директива по компенсации средств инвестора с лимитом €20 000», - отмечает адвокат Иван Хапалин.

Чтобы выйти на зарубежные рынки из России, частному инвестору, как и в случае с вложениями в российские активы, понадобится посредник. Таковым может выступить брокер, банк или управляющая компания. Выбор посредника зачастую зависит от порога входа, знания языка, риск-профиля инвестора и его желания участвовать в процессе заключения сделок.

Счет у российского брокера

Наиболее очевидный способ выйти на зарубежные торговые площадки - открыть счет в российской брокерской компании, которая предоставляет такую услугу.

Большинство лицензированных брокерских организаций позволяют получить доступ к иностранным и российским биржам, покупать и продавать ценные бумаги, заключать контракты и обменивать валюту от лица компании. Кроме того, можно рассчитывать на аналитическую поддержку со стороны брокера.

Заключить договор с российской брокерской компанией и открыть счет можно в режиме онлайн на сайте компании, через портал «Госуслуги» или непосредственно в офисе.

Комиссия брокера может быть фиксированной или зависеть от суммы заключенных договоров и оборота за день. Как показало изучение условий в ТОП-15 российских брокеров , размер комиссии зависит от вида актива, с которым проводятся операции, - в среднем по рынку она составляет от 0,005% до 0,1% от торгового оборота в день.

Также брокерские компании могут взимать с клиентов комиссию за депозитарное обслуживание. Некоторые брокеры - преимущественно со статусом «прайм» - предлагают тарифный план, предполагающий единую комиссию за предоставление полного пакета услуг.

За отдельную плату могут быть предусмотрены торговля акциями по телефону и обучение работе на бирже. В зависимости от брокера, комиссия за прием голосовых поручений может начисляться в размере порядка 59 рублей начиная с четвертого-шестого поручения в день.

Что касается дополнительного обучения, то на рынке, по словам начальника управления интернет-трейдинга «Открытие Брокер» Александра Дуброва, стоимость курса варьируется от нуля до 26 000 рублей.

Для торговли на западных рынках крайне желателен статус квалифицированного инвестора. Чтобы получить его, необходимо располагать на брокерском счете активами на сумму в 6 млн рублей либо иметь финансовое образование или квалификационные сертификаты профучастника рынка (ФСФР, CFA).

В ином случае можно получить доступ только к ограниченному перечню американских ценных бумаг, листингованных на Санкт-Петербургской бирже в России, отмечает Александр Дубров. В настоящее время на ней представлены акции 528 иностранных эмитентов из 11 секторов экономики, в том числе компаний Apple, Facebook, Tesla и др.

Также инвестору будут доступны бумаги биржевых фондов (ETF) от FinEx, торгующиеся на Московской бирже, в числе которых - фонды на страновые индексы MSCI, напоминает гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова.

Есть еще один способ выйти на иностранные рынки - заключить договор с дочерней структурой российского брокера за рубежом. Как правило, такие компании зарегистрированы на Кипре, в Белизе, на Каймановых островах или Сейшелах, уточняет директор управления продаж и клиентского обслуживания QBF Максим Юдин.

Деятельность таких «дочек» обычно регулируется локальной юрисдикцией, что позволяет им страховать счета клиентов и устанавливать более комфортный порог входа - он будет в два раза ниже, чем при работе с иностранным брокером напрямую.

Финансовый консультант, совладелец компании «Личный капитал» Борис Кожуховский отмечает, что для совершения сделок через офшорные «дочки» брокеров достаточно стартовой суммы $5000 долларов.

Счет у иностранного брокера

Торговать на зарубежной бирже можно и через иностранного брокера, но этот путь опрошенные Forbes эксперты относят к одному из самых сложных для неподготовленных инвесторов. Главное преимущество этого варианта в том, что он открывает доступ к полному спектру инструментов на зарубежных рынках.

Открыть брокерский счет можно в режиме онлайн, приложив необходимые документы в электронном виде. Помимо загранпаспорта и заявления на открытие счета нередко требуется подтверждение резидентства - принципиально не более чем месячной давности: это может быть счет за коммунальные услуги, справка с места работы или из банка, рассказывает Наталья Смирнова.

Процедуры compliance в США и Евросоюзе строже, чем в России, поэтому надо быть готовым подтвердить источник происхождения дохода, говорит Александр Дубров из «Открытие Брокер».

Комиссия брокера, по словам Максима Юдина, может быть фиксированной: $0,005-0,0045 за акцию, от $1 с ордера или максимум 0,5% от стоимости сделки. Или же плавающей - в зависимости от количества акций, объема активов или оборота.

Минимальный порог входа у иностранных брокеров, как правило, находится в диапазоне $10 000-30 000, отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «Кроме того, даже если инвестор получает убыток в иностранной валюте, то в рублях он может получить прибыль и должен уплатить с нее налог», - подчеркивает он.

Адвокат «Мусаев и партнеры» Валерия Ковалева рекомендует среди общих расходов учитывать комиссию в среднем 3% за вывод с биржи и 2-3% за перевод на российский счет.

Брокерский счет также открывают соответствующие подразделения в некоторых зарубежных банках, но у них порог входа может превышать $100 000, добавляет Наталья Смирнова.

Сюда же прибавляется ряд дополнительных расходов и комиссий. Так как брокерские услуги предоставляются в комплексе с банковскими, важно оценить общие затраты на ведение счета и инвестирование через иностранный банк.

По словам Бориса Кожуховского, клиенту европейского банка предстоят расходы на ведение счета порядка €1200 в год и достаточно высокие комиссии на торговые операции. Покупка и продажа акций обойдутся в 1,5-2% от суммы сделки, минимум €100. Покупка и продажа облигаций - около 0,8-1%, минимум €100. Некоторые банки берут комиссию еще и за зачисление дивидендов.

Следует отметить, что декларирование полученных доходов при работе с иностранным брокером полностью ложится на плечи самого инвестора. Кроме того, возможные разногласия придется решать в юрисдикции брокера, подчеркивает руководитель отдела интернет-трейдинга на международных рынках БКС Брокер Сергей Выжлаков.

Фонды акций

Если брокерские счета будут интересны инвесторам, которые намерены активно заключать сделки на бирже, то участникам рынка, не желающих уделять много времени трейдингу, подойдет вариант инвестиций в зарубежные активы через пассивные инструменты, сходятся во мнении опрошенные эксперты.

Речь идет, прежде всего, о паевых инвестиционных фондах, которые вкладываются в акции или облигации иностранных эмитентов. Работа с этим инструментом не требует самостоятельного выбора бумаг и открытия брокерского счета.

Гендиректор «Персональный советник» Наталья Смирнова отмечает, что для инвестиций в ПИФы, вкладывающиеся в зарубежные активы, достаточно посетить управляющую компанию или банк-агент. Сумма входа обычно начинается с 5000 рублей.

Тем не менее этот инструмент едва ли можно назвать дешевым. Кроме всех комиссий, взимаемых УК за покупку активов, конвертацию валюты, хранение ценных бумаг (в сумме менее 1% от стоимости активов в год), начальник отдела по работе с институциональными инвесторами Санкт-Петербургской биржи Дмитрий Ретунских рекомендует учесть комиссию за управление ПИФом в размере 1-3% от стоимости активов в год. Таким образом, плата за управлением фондов может доходить до 4%.

Недополучение даже 2,5-3% ежегодно значительно уменьшает рост капитала инвестора на длинном горизонте, предупреждает финансовый консультант, совладелец компании «Личный капитал» Борис Кожуховский. «Для сравнения: комиссия иностранных взаимных фондов 1,5%-1,9%, а биржевых ETF (Exchange Traded Fund) и ПИФов, торгующихся на бирже, - 0,4-0,04%», - говорит он.

Этот недостаток отчасти компенсируется более комфортным налогообложением. «Если вы «продержали» пай более 3 лет, то освобождаетесь от подоходного налога. В ином случае налог составит 13% с разницы между покупкой и погашением стоимости пая, если она положительная», - объясняет заместитель генерального директора, руководитель управления фондовых операций АО «УК ТФГ» Равиль Юсипов.