Сегодня одной из важных задач для каждого члена социума является конкурентоспособность на рынке труда. Над тем, чтобы оставаться востребованным, приходится постоянно работать. И дело не столько в большом количестве специалистов в конкретных секторах, сколько в динамике требований работодателей.
Чтобы получить престижную работу, современный соискатель должен иметь профильное образование, специальные навыки, желательно – уникальный опыт. Также во многих сферах требуется знание как минимум одного иностранного языка на уровне свободного общения. Основы для подобных личных достижений закладываются на школьной скамье.

Инвестиции в образование

Практика показывает, что вложение средств в образование своих детей является самым выгодным инвестиционным инструментом. Финансовый показатель здесь напрямую влияет на увеличение капитала знаний. Последний играет немалую роль в формировании финансовой стабильности члена общества. Инвестиции родителей в образование детей приводят к увеличению денежного капитала последних.

То есть, вкладывая средства в обучение, вы даете своим детям финансовый инструмент пролонгированного действия. Наличными средствами можно воспользоваться разово (и, как это часто бывает, неудачно). Капитал знаний же обеспечит выросшего ребенка источниками постоянного активного и пассивного дохода на многие годы.

Подтвержденное соответствующим дипломом, сертификатами и т.п., свидетельствует о наличии у молодого специалиста прочных познаний в конкретной области деятельности, практического опыта. Это существенно увеличивает его шанс на занятие достойной должности. Последняя обеспечит специалиста высокой зарплатой. Увеличение дохода приведет к повышению качества жизни. Стоит отметить, что размеры прибыли от некогда вложенного капитала не ограничены. Здесь все зависит только от желаний, стремлений, способностей и мотивации молодого специалиста.

Выбор инструментов инвестирования

Любой инвестиционный процесс предусматривает использование соответствующих инструментов. Их выбор – одна из самых сложных задач современных родителей. Каждому предстоит определиться с тем, когда начинать инвестировать в образование ребенка и какие методы для этого использовать.

Вложение капитала может начаться на . Также инвестиции в образование подразумевают получение базовой и второй специальности, повышение квалификации, изучение иностранных языков, прохождение профильных курсов. Желаемые знания ребенок может получить за границей. Обучение в Европе, других странах приобретает все большую популярность. Инвестиции в зарубежное образование открывают перед ребенком двери на мировой рынок труда, являются прочной стартовой ступенью будущей успешной карьеры.

Утверждения о том, что являются лучшим вложением в себя, давно не новость. Однако до недавнего времени они оставались во многом спорными и не подтвержденными системным анализом. Тем более что уровень обучения в российских вузах значительно упал. К примеру, авторитетное агентство Times Higher Education, оценивая мировые ВУЗы, не включило в рейтинг качества обучения ни один из российских

Однако проведенные исследования немецких специалистов подтвердили необходимость инвестиций в систему образования в цифрах. А уровень вложений отечественных компаний в процесс обучения в России и тематические научные исследования позволяет утверждать, что в России не так все запущено, как видится в первом приближении. Но обо всем по порядку

Обнадеживающие результаты немецких исследователей

Инвестиции в образование себя неизбежно оправдывают. Именно это утверждение стало результатом десятилетней работы немецкого агентства HIS. Оно дало ответы на несколько важных вопросов: оправдываются ли расходы на учебу, способствует ли диплом успешной карьере и в какие сроки. Были исследованы достижения около пяти тысяч немцев, окончивших ВУЗ в 2000-2001 годах

Срез производился трижды: через год после выпуска, через пять и десять. Абсолютное большинство (89%) добилось впечатляющих успехов, только 1% не смог реализоваться по специальности. Причем ни кризис, ни экономические спады на процесс не повлияли. Обычно первый год является определяющим в поиске работы и старта карьеры. Через 10 лет человек становится авторитетным специалистом и, в большинстве случаев, руководителем

Конечно, имеются определенные трудности – треть молодежи в первые годы довольствуются временными договорами найма и дополнительными подработками. В приоритете медицинские и инженерные специальности, остальным тяжелее. Однако инвестиции в образование себя полностью оправдывают, причем студенты заранее готовы к первоначальным трудностям

Как и везде в мире, немецкие компании с удовольствием принимают молодых специалистов с богатым опытом, что является парадоксом. Именно поэтому большинство немецких студентов совмещают обучение с практикой, чтобы к моменту окончания ВУЗа иметь достаточный опыт. Здесь тоже необходима активность и обширный круг знакомств, которые облегчают карьерный старт

Нужны ли в России инвестиции в образование?

Вопрос риторический и задается только с целью проявить проблему. Считается, что отечественная наука в глубоком упадке, а университеты влачат жалкое существование. Однако это неправда. Оказывается, по уровню финансирования наши ВУЗы находятся всего на 11 месте. Правда, это отнюдь не забота государства и вкладываются не бюджетные деньги. Это объем суммы, которую в расчете на одного ученого вкладывает в эту сферу бизнес

Необходимость инвестиций в образование и исследования бизнес понял давно. Поэтому большинство крупных компаний сами оплачивают обучение будущих специалистов, научные разработки и исследования. Данный показатель на сегодня составляет порядка $36,5 тысяч на университетского ученого. Для сравнения, от России отстают и Германия , и Израиль , и Гонконг

Первое места уверенно удерживают Южная Корея (почти $98 тысяч), Сингапур ($84,5) и Голландия ($72,8). Причем такая синергия науки и бизнеса принесла свои плоды: разработки на основе стволовых клеток, плазменные экраны, интернет-разработки, МР3 и т.д. Россия несколько отстает в этом отношении, причем большую часть помощи получают ведущие ВУЗы. Но помощь регулярно растет, достигая уже процента от ВВП

Естественно, инвестиции в образование должны быть сегодня в приоритете. В особенности это касается IT-технологий, электроники, машиностроительной, химической и других отраслей. Подготовка данных специалистов иногда отстает на десятилетия от реальной ситуации, многим приходится переучиваться заново

Как бизнес развивает инвестиции в образование

Все высокотехнологические компании имеют в бюджетах соответствующую статью расходов. Владельцы понимают, что без развития соответствующего научного и кадрового потенциала они могут начать терять деньги. На развитие различных молодежных программ, поддержку фондов и т.п. ежегодно тратятся миллионы долларов. Заключаются договора с ВУЗами, набираются студенты на новые специальности, назначаются именные стипендиаты, поддерживаются конкурсы

Таким образом, компания не только обеспечивается кадрами, повышает квалификацию специалистов, но и формирует лояльное к себе отношение. В конечном итоге инвестиции в образование окупаются достаточно быстро. Разумеется, предпочтение отдается техническим факультетам, которые обеспечивают, помимо учебных, реальными результатами в виде разработанных программ, исследований, материалов.

Достаточно часто приходится слышать о том, что необходимо инвестировать в образование и это то, что всегда окупит себя. На самом деле ли это так, ведь мы знаем колоссальное количество примеров, когда инвестиции в образование не окупают себя. К примеру, обучают родители ребенка в ВУЗе на платной основе и затем он трудоустраивается на работу, которая окупит вложенные в его образование деньги в лучшем случае через десять лет. Зачастую если подсчитать амортизацию человеческого капитала - устаревание полученных знаний, изнашивание здоровья, в том числе из-за трудовой деятельности, расходы на жилье и питание - получается, что родители инвестировали ни в успешного молодого человека, а создали отличного раба для местного предприятия, которое по сути дела эксплуатирует их ребенка выжимая из него все то, что было вложено за счет родительских денег.

Именно поэтому к инвестициям в образование необходимо подходить с умом и научиться вкладывать в данную сферу постоянно, пусть малыми порциями, но постоянно, а не однократно, который обеспечит лишь эффект "всплеска" в лучшем случае. Современные вузы польши обеспечивают отлично образование, которое котируется в Европе, именно поэтому многие выходцы из Восточной Европы, стран СНГ обучаются в польских высших учебных заведениях для того, чтоб в дальнейшем трудиться на просторах Европейского Союза не "чернорабочим", а в качестве "белого воротничка".

Другим примером успешных инвестиций в образование для жителей регионов страны может быть обучение в столичном ВУЗе, в том числе, с работой в одной из столичных компаний. Образование в Москве, Санкт-Петербурге стоит ненамного дороже, чем в региональных высших учебных заведениях, повышенные расходы связаны лишь с проживанием, которые легко окупаются при желании подработать. По приезду специалист с образованием столичного ВУЗа будет гораздо выше котироваться, чем местный, который получал образование у региональных "ученых", которые зачастую занимаются либо проплаченными научными изысканиями в нужном для различных компаний направлении, либо переписывают труды иностранных авторов, то есть занимаются отработкой заработных плат.


Комментарии и отзывы

Уже завтра будет представлен смартфон Meizu 16T, однако сегодня ночью в сеть утекли официальные постеры с...

Компания Xiaomi выпустила глобальную прошивку MIUI 11 для популярных смартфонов Mi 9T и Mi 9T Pro, которы...

TerraMaster, профессиональный бренд, специализирующийся на предоставлении инновационных продуктов хранени...

Беспилотные летающие аппараты последнее время становятся все популярнее: только за последний год их прода...

Официально представили новую игровую мышку Razer Viper Ultimate, которая выглядит очень стильно и может п...

Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант — продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.

Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.

Расходы:

1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.

2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.

3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.

Доходы:

Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:

1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.

2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.

3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.

4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.

5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.

Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:

«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».

Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?

Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.

1. Недостаток квалифицированных работников

Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.

«… наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».

Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)

«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»

2. Сотрудники как главный актив успешной компании.

Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения — наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом — обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.

Степень рискованности при инвестициях в образование.

Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.

Практика образования сотрудников в Российских компаниях.

В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) — главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) — главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:

Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.

Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.

Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.

Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.

Эффективность обучения

Постскриптум

Сорокина Галина Внимание!. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на https://сайт

Инвестиции в человеческое развитие - вложения в здравоохранение и питание, в образование и профессиональную подготовку - начинаются с рождения человека и продолжаются всю его жизнь, во многих случаях существенно дополняя друг друга. Адекватное питание и состояние здоровья повышают способность детей к обучению. Анализ данных обследования в Гватемале показывает, что дети, получавшие обогащенные белками пищевые добавки, добивались спустя 10 лет значительно лучших результатов в тестах по общеобразовательной подготовке. Повышение качества общего образования в стране увеличивает вероятность прохождения работниками профессиональной подготовки после окончания школы. В Перу вероятность получения рабочими-мужчинами профессиональной подготовки на предприятиях была на 25% выше, если они хотя бы какое-то время учились в средней школе. В случае окончания средней школы эта вероятность была выше на 52%.

Инвестиции в человеческое развитие могут оказаться неподходящего типа и низкого качества. Затраты на людские ресурсы зачастую не обеспечивают того объема, качества и вида человеческого капитала, которые могли бы быть получены при более рациональном расходовании средств. Это подтверждается множеством примеров: неэффективность пищевых добавок, призванных улучшить режим питания получателей; увеличение посещаемости школ, не дающее заметного улучшения результатов стандартных тестов; отсутствие рынка для применения навыков, полученных выпускниками государственных профессионально-технических учебных заведений. Чрезмерные затраты на административный аппарат системы образования и школьную инфраструктуру, а не на преподавательский состав, оборудование и материалы ведут к снижению количественных и качественных показателей школьного образования. К тем же результатам приводит низкий уровень подготовки учителей и отсутствие высоких стандартов успеваемости учащихся. Наконец, человеческое развитие обычно имеет относительно низкую продуктивность, если развитие высшего образования осуществляется в ущерб начальному и среднему образованию. Во всех таких случаях необходимо пересмотреть политику в области образования, с тем чтобы расходы на школьное образование стали продуктивными инвестициями в человеческое развитие.

Инвестиции в образование осуществляются не только индивидуумами, но и государством. Процесс экономической перестройки и корректировок, который в различной степени затронул большинство стран в 80-х гг. и все еще проходит в некоторых странах, оказал долговременное воздействие на национальную политику в отношении расходов на образование. По крайней мере, до настоящего времени сектору образования не удалось добиться установления для себя режима наибольшего благоприятствования или освобождения от политики, в целом направленной на сокращение государственных расходов.

Хотя Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990) послужила началом признания важнейшей роли образования в национальном развитии и подготовке молодежи к активной и продуктивной жизни в обществах XXI в., основанных в первую очередь на знаниях, многие правительства продолжали рассматривать государственные расходы на образование в качестве скорее источника потенциальной экономии, чем инвестирования в будущее. В настоящее время, за исключением ряда промышленно развитых стран, ни в одном регионе мира средняя доля расходов на образование в ВНП не достигла 6%, рекомендованных Международной комиссией по образованию на XXI век.

Надежды многих стран в конце 80-х гг. на то, что образование значительно выиграет от ослабления международных политических противоречий за счет “дивидендов мира” в результате сокращения расходов на оборону, не оправдались или в лучшем случае оправдались лишь весьма незначительно. Это вытекает из проведенного ЮНЕСКО изучения изменений в средних процентных

долях расходов правительств, выделяемых на оборону и образование соответственно в 62 странах, по которым имеются данные на конец 80-х гг. и начало 90-х. Тогда как за оборону в каждой стране в основном отвечает центральное правительство, это не всегда относится к образованию. В странах, где финансирование образования не является прерогативой центрального правительства, сокращение расходов на оборону может увеличить расходы на образование либо непосредственно, путем направления средств в школы и университеты, либо косвенно, путем увеличения общих переводов средств в местные органы власти, которые несут ответственность за образование. Полностью оценить подобные косвенные выгоды трудно. Что касается прямых расходов, то в отношении периодов 1985-1989 гг. и 1990-1994 гг. можно отметить следующее. Доля расходов, выделяемых правительством на оборону, снизилась в 44 странах, но только в 25 из этих стран увеличилась доля расходов на образование. Например, в Иордании средняя доля расходов на оборону снизилась между 1985-1989 гг. и 1990-1994 гг. на 3,57%, тогда как в то же время доля расходов на образование увеличилась на 1,10%. Однако в 19 странах, где доля расходов на оборону снизилась, доля расходов на образования также снизилась.

Вместе с тем правительства большинства стран все активнее поддерживают предоставление услуг в сфере образования. Из табл. 11.2 видно, что как в мире в целом, так и в среднем по группам стран с низкими, средними и высокими доходами сегодня правительства выделяют на образование большую долю национального дохода по сравнению с 1980 г. Однако в странах с низким уровнем доходов эта доля все еще меньше, чем та, что выделяется в развитых странах: 3,6% в странах с низким уровнем доходов, 5,2% - в странах со средним уровнем доходов и 5,5% - в странах с высоким уровнем доходов.

Таблица 11.3.

Расходы на образование в федеральном и местных бюджетах

Консолидированные расходы (% ВВП)

Расходы федерального бюджета (% ВВП)

Расходы региональных и местных бюджетов (% ВВП)

Консолидированные расходы на образование в % к консолидированному бюджету

Расходы на образование федерального бюджета в % к консолидированному бюджету

С 1993 г. правительством России предпринята решительная попытка перераспределить нагрузку между федеральным и местными бюджетами в общем объеме финансирования системы образования. В результате произошло значительное сокращение доли затрат на образование в расходах федерального бюджета (см. табл. 11.3). В соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов РФ от 29 декабря 1994 г. № 177, в функциональной структуре расходов бюджетов РФ предусмотрен раздел 13 - “Образование”. В 1997 г. удельный вес данной статьи в расходной части федерального бюджета составил 3,5%. В региональных бюджетах расходы на образование составляют в среднем 21% и имеют тенденцию к росту. Они, однако, колеблются от 13% в “богатой” Москве до 38% в “бедных” Таймырском и Агинском Бурятском автономных округах.

Во многих странах значительную долю составляют частные расходы на образование. Соотношение между государственными и частными расходами на образование в разных странах неодинаково и не связано непосредственно с уровнем среднего дохода в

стране. Так, среди стран с низким уровнем дохода доля частного сектора в общих расходах на образование находится в пределах от 20% (Шри-Ланка) до почти 60% (Уганда и Вьетнам), а среди стран с высоким доходом - от 5% (Австрия) до приблизительно 50% (Швейцария).

Прослеживается определенная закономерность в соотношении государственного и частного финансирования разных уровней образования. В большинстве стран государство обеспечивает бесплатное начальное и нередко среднее образование, поскольку считается, что не только отдельные граждане, но и страна в целом получает значительные выгоды от того, что большинство ее жителей умеют читать, писать и полноценно участвовать в общественной жизни. В то же время в высших учебных заведениях - как государственных, так и частных - обычно взимается плата за обучение, поскольку считается, что большая часть выгод от высшего образования достается непосредственно выпускникам вузов в виде обусловленных именно их высшим образованием гораздо более высоких заработков.

В профессиональном образовании важная роль нередко принадлежит работодателям, которые обеспечивают обучение непосредственно на рабочих местах или помогают финансировать обучение в профессиональных училищах. Конкретные навыки лучше всего получать в ходе обучения непосредственно на рабочем месте, особенно в условиях быстрых прогрессивных изменений в технологии производства. Считается, что система государственного профессионального образования оправданна лишь в том случае, если работодатель сам не в состоянии наладить приемлемое обучение (например, мелкие и средние компании) или обучение за частный счет вообще невозможно (например, переподготовка безработных).